ПРОСТРАНСТВО «ДЕЛАЙ КУЛЬТУРУ»: НИ СЕРВИСА, НИ СЛУГ
ПРОСТРАНСТВО «ДЕЛАЙ КУЛЬТУРУ»: НИ СЕРВИСА, НИ СЛУГ
«Мы делаем то, что считаем
важным для общего блага
»
«делай культуру» – уникальное место в Москве. Это не просто бар, а объединение людей, горящих общей идеей.

Команда дк издает зины, посвящает свои диджей сеты, видео арт и другие активности тому, что тревожит их в общественно-политической жизни страны, поддерживает идеи осознанного потребления и благотворительные акции.

О чем их манифест «ни сервиса ни слуг», как создавались фрески «Омонпоп» и «Спрутка», дезинформационная передача «Невести», как приготовить этичный хот-дог. Об этом и многом другом читайте в нашем большом интервью с командой дк
МАРИЙКА — соосновательница дк. Помимо работы на кухне или за баром, Марийка занимается своевременной оплатой счетов, коммуникацией с собственницей помещения, документами и юридическими вопросами, придумыванием основных векторов развития дк, интерьерными улучшениями и написанием текстов для социальных сетей.
«ДКЭТО АКТИВИЗМ»
Марийка: Дк – это активизм. Дк начался с отчаянной идеи, граничащей с мечтой, организовать в Москве общественный центр, искренний и честный в том понимании, чтобы он был таким не только на бумаге, но и на деле, как место сборки «низовых» гражданских практик, стремящихся своими действиями внести вклад в общее благо. Под общим благом понималось создание возможности доступа к участию или присутствию в общественной жизни самых разных людей. Для меня это основная характеристика активизма, что может позволить отличать и не обозначать этим же словом дела, которые, например, творит «НОД». Если цель объединения людей состоит в том, чтобы исключить другого человека или группу людей, нанося им вред, то я считаю, что это не активизм. Если жильцы одного района собираются вместе, чтобы спасти парк, то я называю это общим благом, поскольку этот парк как общественное пространство будет способствовать демократизации жизни общества в том плане, чтобы включать в нее самых разных людей, делая инаковость, а точнее ее признание, нормальной. Если же жильцы дома объединяются, чтобы помешать строительству «Ночлежки», дискриминируя тем самым бездомных людей, они делают лучше себе, исходя из своих убеждений, но не обществу. Их действия исключают из этого общества других граждан. Одни банят других, это – не благо, а насилие. Хотя жильцы в этом активны, но это не активизм. Несмотря на один и тот же корень.
«ПЕРВАЯ ВЕРСИЯ ДК БЫЛА БЕСКРОМПРОМИССНОЙ»
Марийка: Первая версия дк была самой бескомпромиссной. Главной была идея любым способом сделать пространство, свободное от цензуры, наполненное различными гражданскими инициативами, которые хотят задавать вопросы существующей системе, предлагать и реализовывать альтернативы в разных областях жизни общества. (Звучит как политический лозунг. Да, он мог бы быть таким, если бы в России существовала публичная политика. Но я в это, действительно, верила и хотела создать).

Идея предполагала без арендной платы предоставлять помещение для встреч и событий различным «низовым» гражданским проектам, не организуя закрытый клуб «своих» и не делая «сдачу помещения в аренду» моделью для самоокупаемости. Учитывая вышеупомянутую бескомпромиссность и максимализм этой задумки, она не имела постоянного финансирования. Желая, в первую очередь, сохранить независимость, поддержку найти было трудно. Дк часто балансировал на грани выживания. Пока не были набиты шишки и получены душевные травмы (все это еще ждало впереди), команде первой версии дк хватало энтузиазма продолжать дело. Несмотря на утопичность идеи, учитывая российский авторитарный контекст, максималистская версия просуществовала 11 месяцев. Так, на короткое время наша фантазия приблизилась к реальности.

«ОБЩЕЕ БЛАГО»
Марийка: После закрытия первого дк активизм команды не закончился. В последующих версиях менялась форма, однако содержание оставалось тем же: продолжать задавать вопросы, сомневаться, предлагать альтернативы, пробовать, экспериментировать, быть уязвимыми, искать в этом силу, не ожидать признания, ценить свой опыт. Хотя это очень сложно.

На практике дк искал способы остаться самим собой: иметь свободу в самовыражении и быть физическим воплощением активистских идей. На одном из этапов бар, как независимый источник финансирования, стал инструментом для выполнения этих задач.

Мы делаем то, что считаем важным для общего блага, начиная от честного отношения к еде, искреннего интереса к кулинарным экспериментам, демократическому ценообразованию на пиво, сбора стекла и подметания окурков и заканчивая высказываниями о несправедливостях и угнетениях в сфере услуг, поддержкой других активистских проектов или же видео-рефлексии о том, что нас тревожит в общественно-политической жизни страны.

Дк всегда будет меняться, переживая разные состояния. И даже если сам дк как физическое воплощение активистских инициатив его команды закончится, его активизм на этом не остановится. Он примет другие формы, ради общего блага. Без понятия, что это может быть.

РАФ — работает на баре, участвует в видеопроизводстве, связывается с уборщицей, чековой компанией, пивным мастером и переработчиками мусора, закупает мелкие штуки на бар, рисует для дк.
ЭКОЛОГИЧНОСТЬ
Раф: Мы стремимся как можно более осознанно подходить ко всем процессам в дк. Мы очень стараемся, хоть и маленькими шажками, но приближаться к максимальной экологичности нашей работы.

Выбираем локальных производителей.

Сортируем мусор. Каждый день после закрытия мы собираем все перерабатываемые отходы в специальный контейнер для «Сферы Экологии» (они приезжают два раза в неделю). Часто собираем бутылки и банки прямо из мусорок (не всегда люди кладут их в специальные коробки), выливаем содержимое и сминаем всю жестянку. Отдаем на переработку все крышечки с бутылок и кег, картонные коробки.

Я заказываю специальные чеки с картонной втулкой, которые не содержат бисфенол А (компонент, который считается ядовитым для организма и препятствует разложению отходов вокруг себя). Позже планирую все-таки отыскать чеки, которые можно не только безопасно хранить, но и перерабатывать.

Раф: Сейчас мы активно работаем над закупкой старой посуды для чая и кофе с Avito, чтобы перестать покупать картонные манжеты для стеклянных стаканов. Все растения и мебель у нас тоже с Avito.

Мы еще не придумали, как покончить с использованием неперерабатываемых салфеток, но мы уже отказались от обычных одноразовых тряпок. Я закупаюсь огромными рулонами марли, которая разлагается, и все участни_цы команды просто отрезают от нее куски.

Мы не продаем бутылки с водой, на входе в дк просто стоит огромный графин, из которого можно бесплатно набрать чистой воды в стакан или свою емкость.

Для наших супов повара дк варят бульон из обрезков, оставшихся от использованных овощей.
ШКАФ ДК
Раф: У каждого предмета в дк своя история. Шкаф на входе содержит три «этажа». Сверху установлен лайт-бокс с манифестом «Ни сервиса Ни слуг», посередине лежат образцы продаваемого мерча дк, а снизу украшенный алтарь с кучей объектов, которые раньше находились по всему дк. В основном это какие-то поделки/подарки работниц и работников дк, часть из них мы сделали сами, часть нам подарили, часть мы принесли из дома, потому что казалось, что это подходит месту. По центру восседает Хрюша – долгое время он был маскотом дк, а также предводителем краудфандинга, который мы организовали в тяжелые времена.
ФРЕСКИ
Раф: Наши неоновые линии – это изображение дк как живого организма.

Огромная фреска над баром появилась после карантина, тогда мы много обсуждали мифологизацию событий, происходящих в стране, создавали много контента на эту тему, и я решил нарисовать небольшой тоже мифический сюжет с разными символами.

Сейчас мы с Соней украшаем новый холодильник, и скоро планируем разрисовать фреску разными узорами и комиксами. Неоновая штука скорее всего тоже скоро сменится на кое-что новое.

ОМОНПОП И СПРУТКА
Раф: Изображение «Омонпоп» – это скрещение попа с омоновцем, которое символизирует священное насилие со стороны государства по отношению к своим гражданам. Автор рисунка – Олег Навальный.

«Спрутка» – это скрещение спрута с уткой или двух метафор коррупции, локальной и глобальной. Спрут – осьминог – символ зла, раскинувший свои щупальца, от которого сложно избавиться, уничтожив еще одну щупальцу, вырастает другая. Слова спрут и осьминог стали распространенными метафорами для обозначения тех, кто вредит обществу в личных целях: мафии, монополии. В российском контексте после выхода фильма-расследования о секретной даче Медведева, где есть отдельный домик для утки премьер-министра, желтая уточка превратилась в символ коррумпированности российских чиновников.

ПОДКАСТЫ
Раф: Во время карантина мы стали записывать подкасты по зуму. Это было частью нашего перехода с оффлайн-контента на онлайн, каждую неделю или около того мы в прямом эфире делали подкасты на несколько основных тем. Я и Аня вели подкаст про сны во время карантина и в целом, Аня и Аксинья делали подкаст про секс, Марийка, Ник и Аксинья делились впечатлениями от новостей и вообще о ментальных состояниях на карантине. Составы участников и участниц эфиров были плавучими, иногда приходили и не связанные с работой в дк люди, наши гости или друзья.

Это был недолгий, но приятный опыт, мы как будто оставались на связи с ребятами, продолжали в разговорах узнавать друг друга лучше, некоторые люди нас даже слушали и оставляли свой фидбек. Было приятно делиться с нашими подписчиками таким контентом.

НИКИТА ИВАНОВ — участвует в видеопроизводстве, монтирует видео, занимается закупками и работает на кухне, много экспериментирует с меню.
КАК РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ МЕНЮ В ДК
Никита: Что-то новое из меню появляется из эксперимента, мы постоянно что-то готовим для себя/команды, либо возникает желание что-то поменять, потому что надоело или стало не соответствовать времени.

Вот хот-доги, которые мы готовим по пятьдесят штук в день, появились на премьере скейт-видео, которая проходила в дк. Потом произошло второе мероприятие «Долой копов», где мы опять готовили хот-доги, и всерьез задумались о введении их в меню. Вначале их было три вида. Но потом случился грибной фестиваль, который мы поддерживали и готовили в эти дни хот-дог с вешенками и грейви. А еще есть спешл-хот-дог, который придумывают наши друзья. Первый спешл данерздог придумал Даня из Danner Pizza в Питере. Даня уже давно гастросотрудничает с разными поварами, и как-то он позвал нас к себе придумать и готовить свой спешл. Так наш инди хот-дог трансформировался в октябрьскую спешл-пиццу. Наш следующий хот-дог, над которым работаем сейчас, будет совместно с магазином Soyka и их изобретением. Гастросотрудничество — это класс.

БОРИС
работает на кухне, участвует в разработке новых блюд и в создании нового зина

ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Никита: Сейчас дк вступает в эпоху дикоросии, это касается всех сфер, в том числе и кухни. Периодически мы уезжаем из Москвы в поисках сныти для нашего нового боула и супа. Для боула мы выращиваем микрозелень и проращиваем разные зерновые и бобовые культуры. Также нам очень интересна ферментация. Количество ферментированных продуктов увеличивается, сейчас Илья из МОХ привозит нам темпе и комбучу, мы сами делаем острый квашеный соус из тайских чили, квасим сальсу, Боря сейчас печет хлеб, который мы подаем к супу.

На нашей кухне нет продуктов животного происхождения. В команде у всех разный рацион питания, не все веганы и даже не все плент-бейсд, но нам очень интересно работать с растениями и видится огромный потенциал в этой работе, практически бесконечный. Плюс нам близка этическая сторона вопроса растительного питания.

НЕЙМИНГ МЕНЮ
Никита: Когда думаем над неймингом, отталкиваемся от своих ощущений, собираем ассоциации, воспоминания. Всегда есть элемент спонтанности, можем менять названия относительно обстоятельств или событий, которые происходят вокруг/с нами. Например, мы пересмотрели свои взгляды на названия «нищеброд» или «дошик», они стали «гренками» и «лапшой», так свободнее, этим мы смещаем рамку.
НИК — связывает веревочки, скручивает провода

НИ СЕРВИСА НИ СЛУГ
Ник: «ни сервиса ни слуг» появилось, в первую очередь, как наше коллективное политическое требование. Это, с одной стороны, емкое и эмоциональное выражение отношений к труду и отдыху в пространстве дк, а с другой — будущий практический метод изъятия иерархии/угнетения из сферы услуг.

«ни ни» — это переработанный лозунг «no gods no masters», который в конце 19-ого-начале — 20 века активно использовался в анархистской, трудовой и феминистской среде. Все эти три движения объединяются как раз в борьбе против иерархий/превосходств. Отсутствие бога в мире разрывает логическую связь, легитимирующую наличие безусловной власти государства/элит/мужчин.

В контексте труда, сакрализация сервиса создает вертикальную зависимость и ставит всех нас в подчиненную позицию, по факту, в позицию «слуг». Это всегда травмирующе ощущается в выражениях «клиент всегда прав», «цена вопроса?» и т.п. Мы хотим извлечь сервис в подобном понимании из возможных отношений, собственно, манифест и стал публичным проявлением этого коллективного желания.

Что это означает на практике? Мы хотим, чтобы людям, приходящим в дк, было хорошо. Мы готовы делать для этого все то, что не ограничивает нашу собственную свободу и субъектность. Например, мы не будем менять музыку, если кого-то из гостей не устраивает наш музыкальный вкус. Мы ожидаем уважительного отношения, исходящего из ощущения «как в гостях»: например, мы рады, когда гости берут тряпку и сами вытирают разлитое ими пиво. Мы просим всех самостоятельно ставить пустые банки и бутылки в тару для сдачи на переработку.

ЭТИКА
Ник: Все это, как и многое другое, базовая основа нашей этики. Однако этика — это не договор, и наши отношения с гостями не кодифицируются какими-то изначальными договоренностями. Это сложно, быть уязвимыми для «других», при этом продолжая чувствовать за них ответственность. Форма нашего манифеста в том числе и про это.

«ни ни» — это этическое выражение наших принципов. Именно по этой причине мы в какой-то момент решили, что необходимо выйти за пределы коммунитарного высказывания и организовали под этим лозунгом публичный «профсоюз работн_иц сферы услуг». Нашим действием мы хотим способствовать формированию нового отношения к работе в этой сфере, а также прекращению стереотипизации и любого проявления неуважения к подобному труду. Профсоюзные принципы пока только формируются, и мы пытаемся понять, в чем конкретно может/должна выражаться наша роль в нем, как дк. Хотя уже сейчас в профсоюзе может поучаствовать кажд_ая.

АКСИНЬЯ — пишет тексты для дк, участвует в видеопродакшене, трудится в поле иных идеологически-чувственных задач, которые нельзя стандартизировать, общается с поставщиками и делает закупки напитков, составляет графики работы, считает зарплаты, работает за баром
ВИДЕО ПРОДУКТЫ ДК
Аксинья: Мы начали снимать видео больше двух лет назад, тогда мы называли это «дк-тв». Несколько участн_иц команды собирались раз в неделю до смены и придумывали концепции для видео. Смотря назад, я понимаю, что это были самые-самые истоки формирования нашего стиля, мы прощупывали свой видео язык.

Мне кажется, переломным моментом нашего видеопродакшена стала покупка хромакея. Также у нас начало появляться больше подписч_иц в инстаграме, мы сфокусировались на этой платформе и перестали сковывать себя какими-либо формами и ожиданиями. Хотя есть и форматы, которые лаконично прижились, например, дезинформационная передача «Невести».

Марийка в обрез ведущей «Невестей»
Аксинья: Этой зимой Марийка предложила начать делать рекламные ролики на заказ и попробовать зарабатывать нашими видео-талантами. Так появились «Видеопродукты», но заработка от этого пока не появилось. Любой человек может обратиться к нам за роликом.

Мы проводим организационные брэйншторм-встречи и съемки до открытия дк как бара. Так как у нас уже много опыта, мы снимаем довольно точно и быстро. Самым затяжным является процесс монтажа, так как уверенными навыками у нас обладает только Никита Иванов. Я тоже умею монтировать, но более простые вещи, и не умею работать с хромакеем. Скорость монтажа Никиты Иванова находится в прямой зависимости от загруза на кухне. В любом случае, в приоритете задач функционирование дк как бара стоит на первом месте. Мы не можем не выйти на кухню/бар, но можем не смонтировать/не снять/отложить что-то. Из-за этого видеопродукты иногда пасуют.

Первый рекламный ролик мы сняли для веганских эклеров МОХ. Съемки проходили в проруби в -30. Судя по количеству просмотров в инсте и внутреннему чувству удовлетворения, считаю, что ролик получился успешным. Сейчас у нас в разработке реклама, в которой мы объединили веганский «сыр» рамболь с дикоросами и закон о запрете просветительской деятельности.

Для меня крайнюю ценность имеет наша автономность: мы делаем то, что хотим. Конечно, за пределами тех аспектов, на которые налагается рука власти. Мы иронично концептуализируем рекламные стандарты и приемы, добавляем в них политизированный абсурд.

Иногда в происходящем за стойкой смол-токе кто-то говорит, что читал_а наш пост или видел_а ролик, это всегда очень приятно. Значит, человек знает о нас чуть больше и чуть больше врубается.

НИКИТА ДЕМИН
работает на кухне, пытается вести книжную полку, верстает зин дк
«МЫ НИКОГДА НЕ СДАВАЛИ ДК В АРЕНДУ»
Аксинья: Когда дк только открылся на Милютинском, у нас проходили мероприятия. В основном, вечеринки, но иногда и лекции, кинопросмотры, маркеты, перформансы. Раз в неделю мы с Марийкой разбирали заявки мероприятий, которые присылали нам на электронную почту. Однажды этот процесс начал становиться все более и более тоскливым. Попробую объяснить, почему.

Мы никогда не сдавали дк в «аренду» и не соглашались на мероприятия только из желания заработать. Мы старались делить дк с теми, с кем искренне хотели поделиться. Но тут возникало несколько проблем. Во-первых, не всегда все проходило так, как мы договаривались. Самое типично-внеплановое стечение обстоятельств — музыка девяностых на вечеринке, от которой мы ждали совсем иного. В какой-то момент от частоты таких поворотов стало очень грустно. Далеко не все стремились разделить с нами дк, то есть взаимодействовать на свободных от иерархий позициях. Многие относились к нам как к бару, которым они владеют на несколько часов, а к работни_цам — как к обслуживающему персоналу на своей вечеринке. Почти никто не пробовал вписать событие в дк таким образом, чтобы дк стал действующей фигурой, частью, контекстом, а не просто «вместилищем». Зачастую на мероприятия приходила совсем иная аудитория, не знакомая с концепцией дк, с нашими нормами общения. Происходил бессмысленный движ, зацикленный на желании выпить как можно больше и угореть как можно сильнее.

ВАНЯ
ухаживает за растениями, фиксирует счета за продукты, работает на баре и кухне, участвует в видео производстве, закупает кофе
«МЫ ГОВОРИМ СВОИМ ГОЛОСОМ»
Аксинья: Случившийся опыт пандемии изменил не только наши возможности, но и наши желания как общественного места. В нас укрепилось ощущение субъектности и права заявлять о своих позициях. Мы не хотели возвращаться к прежнему формату работы. Я думаю, что за последний год мы проделали особенно большую работу по выстраиванию с нашей аудиторией равных взаимозависимых отношений. Сейчас мы действительно видим результаты этой взаимной поддержки.

Я слышу упреки в том, что мы стали закрытыми, замкнулись на себе. Я понимаю, на чем основываются эти выводы, но считаю, что ситуация абсолютно не так однозначна. Мы никогда еще не выстраивали такой диалог с аудиторией, как выстраиваем сейчас. И у меня есть уверенность, что мы говорим своим голосом. Я думаю, что мы найдем новые пути для совместных практик внутри сформировавшегося сообщества, но по другим правилам, которые пока что неизвестны нам самим.

СОНЯ КИДО — участвует в различных инициативах дк, работает с визуальным материалом для пространства и за баром. За пределами дк — татуировщица/художница.
ПЕРЕОЦЕНКА ОТНОШЕНИЙ
Соня: Кажется, мое ощущение имеет что-то общее с настроем команды. И сейчас речь не только о тех ивентах, которые происходят в дк, но и где-то за его пределами. Нет понимания того, что хотелось бы получать от мероприятий. Но я, конечно, не о чем-то вроде резонанса или впечатления, а о чувстве причастности и включенности. Делать что-либо только «ради движа» ощущается не очень уместным, такие активности скорее разрушают общее восприятие происходящего. Когда вы проводите любое мероприятие на своей территории, это подразумевает некоторые затраты эмоциональных ресурсов, а тут уже присутствие желания играет ключевую роль.

Ну и, наверное, не стоит лишний раз подробно описывать эту затяжную фрустрацию после локдауна и постоянное ожидание движений нестабильной ситуации, с возникающими новыми «мерами».

«КАЖДЫЙ ДЕЛАЕТ ЧТО-ТО ИСКРЕННЕ И ПО СИЛАМ»
Соня: Если такая переоценка отношения произошла, то должны будут найтись новые пути взаимодействия. Я надеюсь, что это все-таки не история про закрытость, а про становление чем-то другим. Но даже если этот процесс не ведет ни к чему конкретному, честнее будет оставаться в том режиме, который мы для себя выбрали.

Сейчас, кроме постов в Инстаграм, мы общаемся с гостями через музыку, то есть собираем сеты и стараемся играть их хотя бы раз в пару недель. Мне кажется, это как раз про общение, потому что ставят музыку те, кто готов поделиться своими эмоциями о текущем моменте. Ну и еще я застала своп, который инициировала Аксинья, и вот он ощущался очень понятным. Оставшиеся вещи она передала «Ночлежке», так что и у меня не осталось каких-то внутренних терзаний по вопросам, вроде «это чтобы что?». Так что каждый делает что-то искренне и по силам.

фотографии специально для Неизвестного Человека: Роман Мурашов и Анна Диал
Читайте также
Made on
Tilda