КТО РАЗВИВАЕТ SMALL PRESS В РОССИИ. ВЫПУСК 1: САША МАРШАНИ И СОНЯ ШТОЛЬ
КТО РАЗВИВАЕТ SMALL PRESS В РОССИИ. ВЫПУСК 1: САША МАРШАНИ И СОНЯ ШТОЛЬ
«Нам нравится и хочется выпускать
в свет то, что достойно жить
и быть с человеком рядом
»
Саша Маршани – основатель издательства Samopal Books. Соня Штоль – художница и дизайнер. Вместе они создали книжный поп-ап магазин MAGAZIN, международный фестиваль арт-книги DEFICIT и серию мини-маркетов BOOKS AROUND THE CORNER, который пройдет 29 и 30 в Москве на дизайн-заводе FLACON

Мы побывали в студии печати «САМОПАЛ» и поговорили с Сашей и Соней про рискованный путь издателя, о том, что необходимо для развития small press России прямо сейчас, как организовать международный фестиваль с нуля и как делать коммерческие заказы, не потеряв себя
– С чего началась ваша история, связанная с самиздатом печатной культурой?
Саша: Книжки были всегда со мной, я учился в университете печати. В 2013-14 годах я работал дизайнером в интернет-изданиях Fur Fur и Look at me и вел свою небольшую колонку про искусство. Тогда у меня появилась возможность коллекционировать первые зины и заказывать их через интернет. В то же время мы с одногруппницами создали «iv.collectiv» и выпустили зин «Четыре» своими силами. Затем я издал смешной зин-комикс «δημοκρατία»(демократия) на злобу дня 2014 года, когда была смена парадигм в обществе. Там было про нефть, рубль, границы, пармезан – про все то, что тогда было смешно, а потом стало страшно. Летом 2015 года я уже создал Samopal Books. Печатал на подержанном принтере Panasonic за две с половиной тысячи рублей в маленькой мастерской. Она находилась в пространстве клуба «ЭМА», которую мы тогда делили с художником Павликом Кузнецовым. Сейчас на этом месте классический собянинский жилой квартал.
зин-комикс «δημοκρατία»(демократия), 2014 год, автор: Саша Маршани
Концепта у моего издательства тогда не было. Только в качестве ориентиров – западные зины, которые я коллекционировал – швейцарский, немецкий, японский, голландский дизайн. В институте у нас затрагивался только советский конструктивизм. И в то время в России почти ничего не было – в арт-среде small press можно было посчитать по пальцам. Даже сейчас издательства, которые выпускают искусство или фотографию, это единицы, в отличии от Европы и мира, где таких издательств десятки и сотни. Тогда я решил попробовать издавать именно российских авторов и даже не мог представить, во что это превратится. Сначала печатал своих друзей и знакомых. Первыми были Катя Гаркушко и ее абстракции и Максим Санталов, чей зин «Кремль, покорми меня» мы печатали на фестивале «ФОРМА» на «Кристалле», используя копировальный аппарат, все 27 копий сразу разлетелись.

Издавать авторов в зин-формате всегда просто и дешево. Но никогда не было цели продумывать бизнес-план. Прибыли как таковой никогда не было, это была просто самоокупаемая штука – продажи с каждого зина позволяли печатать следующие издания.

«Четыре» от «iv.collectiv», «Кремль, покорми меня» Максима Санталова, зин «I'm a child, I'm a shaman, I'm a deer, I'm a mountain» Кати Гаркушко, «SAMOPAL №1»
Соня: У меня все началось с того, что я наткнулась в интернете на английский журнал Buffalo Zine. Заказала. И офигела, как это красиво и круто сделано! С тех пор начала коллекционировать печатные издания. Я мечтала создать свой журнал, поэтому в 2015-ом пошла учиться в Британку на паблишинг и диджитал медиа дизайн. Я приносила туда арт-журналы из своей коллекции, но про них никто не знал даже там, все говорили: «Вау, что это?!» Когда мы познакомились с Сашей, мы поняли, что смотрим в одну сторону, только я больше про журналы, а он – про книги и зины. Ну и дальше понеслось!
– До пандемии вы очень часто ездили на международные фестивали и ярмарки от Samopal Books. Как это было?
Саша: По началу я только рассылал свои зины в магазины и на ярмарки в другие страны, но лично не принимал участие. А когда мы с Соней в 2017 году начали ездить по фестивалям в Европе... это стало маниакальной темой!

Соня: Маркеты были для нас наркотиком, мы не могли остановиться ездить! Посещали 4-5 ярмарок в год. На них везде своя невероятная уникальная атмосфера.

Саша: Это взорвало нам голову. Международные фестивали – это важно, потому что это не просто картинки, которые ты листаешь, это живые люди, с которыми ты лично знакомишься – издатели, зрители, коллекционеры из разных стран. Маркеты – мощнейший социально-культурный обмен. Бесценный нетворкинг. А, продавая свои издания от Samopal Books, на вырученные деньги мы покупали книжки, привозили их в Москву.

Соня: В какой-то момент наш шкаф был просто переполнен, мы поняли, что нужно этим делиться. Тогда решили сделать свое арт-пространство с книгами MAGAZIN на заводе «Кристалл». Было классно: все приходили, удивлялись и общались, мы сделали там несколько выставок. Затем нам пришлось его закрыть, и мы уже существовали как поп-ап и онлайн-проект. Сейчас некоторое количество книг и зинов продаются в киоске в пространстве «Угол», но это тоже временный формат. Мы обязательно придумаем постоянное место «Магазу» как только будет время и силы.

MAGAZIN в пространстве «Угол»
Саша: В Европе многие удивлялись каким-то российским изданиям, потому что тогда в магазинах даже одной десятой российских микро-издательств не было представлено. Это сейчас все лучше, так как за последние годы среда взрастилась. И нам хочется многое делать, чтобы это и дальше происходило. В России тоже стали проводить много маркетов и фестивалей. Главное конечно, чтобы все это в пошлость не скатилось. Если большие корпорации начнут выпускать зины – это будет совсем треш. Хотя в Европе есть крупные компании, которые спонсируют арт-фонды и издательства. Это нормальная практика. Даже самые большие магазины с изданиями по искусству существуют только благодаря поддержке арт-сообщества и меценатов, а некоторые полностью существуют на донаты.
– Саша, когда случился переломный момент в твоей издательской деятельности?
Саша: В 2015 году я познакомился с Катей Бочавар на принт-маркете в «ЭМЕ». Она позвала меня в свою галерею ГРАУНД на Песчаной, предложила быть резидентом на взаимовыгодных условиях. Там была моя мастерская два года. Переломным моментом стала выставка 2016 года, которую я курировал. Это была экспозиция панк-фэнзинов и рок-зинов из коллекции Саши Кушнира. Также были приглашены современные арт-издатели, издатели из 90-х. Хотелось зацепить различные микро-издательские инициативы постсоветского времени. Меня вообще всегда привлекала эстетика классических панк-фэнзинов 70-90-х годов, их цветная бумага и черно-белая печать. Также я всегда слушал панк музыку, искал по блогспотам очень редкие оцифрованные кассеты и фанзины. Этот формат потом и стал главным референсом для Samopal Books.
зины Samopal Books
– Как случился ваш первый международный фестиваль DEFICIT Art Book Fair?
Саша: До этого у меня уже был опыт организации первого ГРАУНД ЗИН ФЕСТа на Песчаной в 2017 году. В рамках гранта для фестиваля была оборудована ризо-мастерская, было приглашено большое количество участников из Европы. Это были мои зарубежные знакомые, с которыми до этого я уже много общался онлайн и готовил их к тому, что сделаю фестиваль в России. В итоге получился полноценный международный, пускай и микро-фестиваль. После, вдохновившись поездками на большие ярмарки в Европе, мы с Соней решили сделать свой фестиваль DEFICIT.

Соня: На наш DEFICIT Art Book Fair 2019 приехали издатели из Швейцарии, Франции, Германии, Дании, Эстонии. Своим приездом они круто нас поддержали. У нас были мастер-классы по печати, лекции, презентации книг, музыка и много-много общения. Все было сделано, чтобы способствовать развитию сферы издателей арт-книг в России. Посещаемость была около 5000 человек. Нам захотелось сделать эту историю ежегодной.

фото @kld_repro
    Саша: DEFICIT создан своими силами. Мы не являемся официальной институцией, нам сложнее получить грант. Но нам на встречу пошел дизайн-завод Flacon. Они помогли с рекламой, помещением, светом и другим техническими моментами. Часть иностранных издателей приехала за свой счет, швейцарцы – благодаря «Pro Helvetia», которая оплатила визу и билеты, а мы помогли участникам с проживанием. Бумагу предоставлял дистрибьютор «Европапир», афиши мы печатали в «Esh Print», столы нам дали наши друзья из маркета «Вкус Бумаги», за музыку и за бар отвечали «Сосна и Липа». Вася Кондрашов и Кирилл Горбунов из «KW Studio» сделали нам крутейший сайт и дизайн, шрифт для которого нам предоставила швейцарская студия Dinamo Typefaces. С миру по нитке мы собрали большой международный трехдневный фестиваль.

    Соня: В апреле 2020 года мы должны были провести второй DEFICIT в гигантской Бойлерной на Хлебозаводе, так как было заявлено около 100 участников. Все уже было готово к проведению, иностранные издатели готовились приехать к нам, но тут пришел COVID, и пришлось все в срочном порядке отменять. До сих пор мы не имеем возможности провести ярмарку из-за ее масштабности и закрытых границ. Но мы не теряем надежды и при первой же возможности сделаем это!

    Видео репортаж нашей редакции о DEFICIT Art Book Fair 2019 можно посмотреть ЗДЕСЬ
    – В рамках FLACON KRUZHOK DESIGN WEEKEND 29 и 30 мая вы проводите BOOKS AROUND THE CORNER. Чем он отличается от DEFICIT Art Book Fair?
    Соня: Так как сейчас нет возможности привезти иностранных издателей, а наша сфера переживает непростые времена в условиях пандемии, мы решили создать серию мини-маркетов для арт-издателей, книжных магазинов, принт студий и небольших инициатив – BOOKS AROUND THE CORNER. На данный момент мы готовим второй такой маркет. Будет классная тусовка, дискуссия «Книги как искусство». Для нас важно подчеркнуть, что книги это не только про текст, но и про изображение и концепт. Ведь книга может быть как предмет искусства, к которому ты будешь обращаться, и она сможет занять достойное место в твоей коллекции.
    – Какие отличия вы бы могли выделить между российскими и европейскими ярмарками, арт-маркетами и фестивалями?
    Соня: В России, можно сказать, почти нет коллекционеров арт-книг. Например, в Европе их действительно много. Когда Саша выпускает новый релиз, они сразу интересуются им, а иногда бывает, что заказывают целый пак зинов в свои архивы.

    Саша: Все зависит от благополучия общества. Коллекционеры – это не обязательно богатые люди, это люди, которые покупают, потому что это им просто нравится, и они хотят хранить у себя какие-то штуки. Они просто интересуются музыкой, литературой, искусством. Либо это бешеные архивариусы. Или это человек из какой-то институции, который приобретает для библиотеки при институции, которая все это каталогизирует. Мы на той ступени, когда люди покупают друг у друга – дизайнеры, художники и сами издатели. Но я думаю, людей, которые понимают, для чего нужно приобретать искусство, становится больше, это заметно.

    Соня: В Европе все устроено таким образом, что каждый занимается своим делом. Есть отдельно художники. Есть издательства, которые их издают. Есть ярмарки, на которых уже эти издатели продают свои издания, хочу обратить внимание: не художники. Есть принт-студии, которые все это печатают. Есть коллекционеры, которые следят за релизами издателей и все это покупают. И есть институции, которые поддерживают все это организационно и финансово. Это различные ступени рынка арт-книги. В России же все устроено таким образом, что человек вынужден совмещать в себе все и сразу. У нас несколько лет назад не было ничего из этого. Теперь же художники сами себя издают и покупают зины друг у друга. Для того, чтобы это все развивалось, необходимо пробовать новые уровни. У Саши появилось микро-издательство, затем мы открыли MAGAZIN, сделали ярмарку и в итоге ребята пришли к тому, что нужно открыть принт-студию. Все это для развития одного сегмента арт-рынка. Но важно, чтобы каждый все же занимался своим делом.
    Саша: Только сейчас спустя долгое время я могу понять, зачем я вообще всем этим занимаюсь. Мы вне мирового контекста, хотя есть довольно много инициатив, кто пробивает эту стену. Хорошо, конечно, что у нас есть хотя бы три арт-ярмарки. Искусством может и должен обладать каждый, и искусство бывает разным, но художник не обязан презентовать себя только через галереи. На западе многие авторы наравне с тем, что они выставляются в галереях, с легкостью выпускают доступный мерч, принты, книжки и зины. Важно создавать микро-сообщества, среду, в которой на разных уровнях будет осуществляться поддержка друг друга: от галереи до печатной мастерской. Например, в Париже в рамках Paris Photo на той же неделе проходят одновременно и другие книжные и арт-ярмарки. И вся тусовка бродит по городу, заходя на разные мероприятия. Там у искусства есть очень много ступеней, и все они существуют органично.
    На фото: Даня Борисов – сооснователь студии САМОПАЛ,
    Федя Калугин – печатник и художник
      – Саша, теперь при издательстве у вас есть своя печатная студия «САМОПАЛ». Как она зародилась, и что именно вы здесь печатаете?
      Саша: Долгое время Samopal был таким: принтер, инстаграм и я, коммуницирующий с авторами в свободное от фриланса время. Иногда печатал на заказ какие-то штуки. В 2019 году мой старый знакомый Даня Борисов подключился помогать нам с ярмаркой DEFICIT. Чуть позже в Питере он собрал студию шелкографии и печати. И у нас был план, что мы будем сотрудничать. Выбрали и купили ризограф и 8 разных цветов к нему. Я хотел заказывать у него печать для Samopal Books и приезжать иногда туда работать. Но мне хватило одного раза приехать в Питер, чтобы понять, что эта история не будет развиваться там. Мы решили искать пространство в Москве и перевести все оборудование. Той же осенью мы нашли такое пространство на Электрозаводе и создали аккаунт студии «САМОПАЛ». Мы поставили изначально себе цель печатать заказы в сфере культуры, дизайна, делать мерч, печатать принты и книжки для художников. Меньше рутины – больше арта, экспериментировать, смешивать техники печати, делать самим дизайн. Иногда мы сами придумываем принты для заказчиков. Какие-то проекты курируем и делаем на сторонних производствах. Одним из первых наших заказчиков был Фонд V-A-C, мы выпустили для них издание про их проект «Кунстхалле Музыки» в формате зина. Постоянно печатаем для магазина винила Dig, много заказов на малотиражные авторские вещи. Нам нравится и хочется выпускать в свет то, что достойно жить и быть с человеком рядом. Сейчас нас в студии работает трое: Федя, Даня и я, бывает, привлекаем еще людей в команду.
      студия печати САМОПАЛ
      – В каком формате происходит работа с авторами, и приносит ли издательство доход сейчас?
      Саша: Обычно, когда я издаю автора, то сорок процентов тиража я отдаю ему, остальное пытаюсь презентовать и распространять сам. Какие-то издания делаем с авторами совместно и делим тираж пополам. Это происходит очень рандомно. Иногда пишут мне, или я ищу и пишу авторам. В основном, я продаю издания через инстаграм, какие-то отдаются на реализацию в магазины. С финансовой точки зрения зины – это не простая схема. Это больше имиджевая история. На данный момент Samopal Books издал более 60 зинов, таких авторов как, Игорь Мухин, Матвей Кайф, Кен Кагами, Катя Гаркушко, Анастасий Цайдер, Максим Санталов, САРТЕК, Евгений Петрачков и другие. Совсем скоро будет запущен сайт и можно будет увидеть все издания и всех авторов, с которыми я поработал, а пока можно увидеть все издания в инстаграме.
      зин Samopal Books
      Для меня Samopal Books – это гибридный формат карманной галереи. Зины очень дешево отправить в любую точку планеты, приехать с ними в другую страну на ярмарку. Сейчас Samopal Books издает не только российских, но и зарубежных авторов. Наши зины хранятся в разных книжных архивах Европы, частных и даже музейных коллекциях. С появлением студии стало больше возможностей, так как у нас есть заработок на коммерческих проектах мы можем позволить себе более сложные штуки.
      – Почему оружие стало вашим символом и логотипом?
      Саша: Значение слова «самопал» по-русски означает «самодельный пистолет», для нас это метафора культурного андеграунда и выстрела, каждого из авторов которого мы публикуем. Мы работаем с совершенно разными «калибрами», от самых молодых до вполне успешных и известных.
      – Вы уже выпускали маленькую книжку, будут ли еще книжные релизы?
      Саша: Да, я уже выступал соиздателем маленькой книжки «Как красть книги» художника Дэвида Хорвица, совместно с издательством Edition Taube, которая была уже выпущена в двадцати странах в коллаборации с другими микро-издательствами. В России обратились ко мне. И у книжки даже есть ISBN (Международный стандартный книжный номер). Издавать книжки самому – это моя мечта. В этом году хочу самостоятельно начать выпускать «книги с корешком». Эти последние пять лет были потрачены на то, чтобы создать издательство, и теперь можно начать полноценную работу. Ведь нельзя просто выпустить один зин и назвать себя издателем. Быть издателем сложно – это азарт, рулетка. Что-то может выстрелить, а что-то – нет. Это классная профессия, крайне рискованная, но захватывающая.
      арт-книжный мини-маркет BOOKS AROUND THE CORNER 2 в рамках FLACON KRUZHOK DESIGN WEEKEND

      Когда: 29 мая с 12:00 до 20:00
      30 мая с 12:00 до 19:00

      Где: Москва, ул. Большая Новодмитровская, 36, сооружение с вывеской CAMPUS

      Вас ждут книги художников, фотокниги, книги по искусству, журналы, зины, антикварные книги и тиражная графика


      фотографии студии «САМОПАЛ»: Роман Мурашов
      Читайте также
      Made on
      Tilda